Трагическая новость! Узнал из "НОВОСТЕЙ" , находясь на даче, о том , что погиб мой товарищ САША ХРАМОВ!
Увольнение с работы за 3 месяца до пенсии было последней каплей в его чаше страданий, которых выпало на его долю в его жизни не мало!
Вечная память! Глубокое соболезнование родным и близким!
Постнов Леонид Александрович.
ded, согласен и благодарю за конкретизацию на основании известных документов, касающихся вопросов безопасности судовождения.
Расследования кораблекрушений часто становятся секретными, если касаются кого-либо из "влиятельных мира сего". Наверняка мы не узнаем истинных причин гибели "Булгарии", тем более. что уже приняты популистские меры.
Лично мое мнение: теплоход опрокинулся по причине потери остойчивости в результате перемещения жидких грузов в неполных цистернах (питьевой воды, топливных танках, резервуарах фановой системы) в процессе поворота судна. Момент инерции от смещенного центра тяжести привел к критическому крену и дифференту на нос, что в штормовых условиях было усугублено попаданием забортной воды в помещения корабля. Конструктивные недостатки судна (отсутствие водонепроницаемых перегородок и недостаточная высота надводного борта, свойственная речным судам) не оставили шансов хоть какое-то время находиться на плаву. Перегруза (количество пассажиров) в данном случае не было. Неработающий двигатель существенным образом не влиял на мореходные качества судна (достаточным был даже малый ход), а даже все водоотливные средства не способны осушить подпалубные помещения при поступлении воды в таком количестве.
Квалификация и опыт капитана, судя по его постпенсионному возрасту, принимаются как достаточно высокие. Однако, его решение на выход судна с пассажирами на борту, считаю преступным при всех равных прочих условиях. Никакие меркантильные или служебные интересы не могут являться причиной для риска человеческой жизнью (в мирных условиях). Если бы упомянутый капитан управлял бы толкателем и утопил баржу с песком, то никто бы и не стал обращать такого внимания на этот случай.
Кстати, капитанам двух судов прошедших мимо терпящих бедствие, вообще никаких оправданий быть не может. А сколько еще таковых осталось на других судах! Вот и еще одна важнейшая проблема: спасать-то тоже некому...
Уважаемый Олег Викторович здравствуй!
Определение интуиции четко даёт хорошая морская практика выражением « считай себя ближе к опасности».
Положение транспорта в России таково, что покупая билет на самолет, поезд, автобус или пароход обязательно следует прислушаться к своей интуиции!
Поскольку все управление транспортом от «гаишника» в кустах до Минтранса– это табуны зашоренных лошадей мечущихся по кругу в поисках шор из рублей, евриков и долларов, осознанно вытаптывающих ответственных, грамотных специалистов или просто порядочных людей!
В этой ситуации «горе-судоводителям» не досуг изучать не только мореходные качества судов, но и Правила Российского Речного Регистра т.1 Правила освидетельствования судов в эксплуатации, т.2 Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания п. 12-15.
Также не хватает времени «горе-судоводителям» для ознакомления с одним из основных эксплуатационных документов на каждое судно «Информация капитану об остойчивости и непотопляемости», который является судовым документом, предназначенным для капитана в качестве руководства при решении вопросов, связанных с практической оценкой безопасности плавания.
В связи с тем, что любое судно, остойчивость которого не вызывает сомнений, может быть опрокинуто или поставлено в опасные условия в случае несоблюдения правил технической эксплуатации и необходимых мер предосторожности, соблюдение настоящей "Информации..." не освобождает капитана от ответственности за обеспечение безопасности плавания.
Капитан обязан соблюдать ограничения настоящей "Информации...", режимные мероприятия, налагаемые "Правилами..." и "Информацией...", а также осуществлять все необходимые мероприятия по обеспечению остойчивости во всех условиях эксплуатации и аварийных ситуациях.
При этом в 5 пункте этого документа обязательно должна быть подпись капитана с датой ознакомления.
Все Инспектирующие органы – это тот же табун, который с той же легкостью и на тех же условиях берется за освидетельствование спортивных парусных судов, как за выдачу сертификата ишаку, на способность им выполнять свои обязанности!
Такова реальность сегодняшнего дня и на исправление этого положения у меня ответа нет!
С уважением Постнов Леонид Александрович.
parus100, чем теория корабля вызывает такое раздражение авторитетного капитана?
Коль скоро возник вопрос о том, что важнее и чему следует больше доверять, повторю еще раз: нет мелочей в морской практике. Понять и почувствовать это можно только тогда, когда за горизонтом скрывается берег.
Интуиция (от лат. intueor — пристально смотрю) — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, обоснованное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.
Стремление различать два вида, или метода, познания — интуитивное и логическое — появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения.
Не стану утруждать перечислением аргументов в подтверждение уже сказанного, ибо это выходит зарамки темы, но понятием "интуиция" и всем, что с ним связано занимались Гегель, Кант, Фейербах, Фрейд, Юнг... если эти фамилии о чем-либо говорят. Они же написали достаточное количество книг на эту тему. Можно почитать. Но не только вышеперечисленных интересовал интуитивный метод познания истины. Известный французский математик Рене Декарт, системой координат имени его же, которой успешно пользуются в судоводительской практике моряки, сказал нижеследующее:
«Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».
Вернемся на Родину. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов, сделанное им во сне, подтверждают ценность жизненного опыта ( "хорошей морской практики" ) и багажа знаний ( "судоводительской и теоретической литературы" ) для развития интуиции, для получения интуитивного знания.
Завершаю ответ известным утверждением Рене Декарта:
Cogito, ergo sum (лат.),— «Мыслю, следовательно, существую».
с уважением
да, что же это такое...
опять теория, опять корабля...
хочу услышать про ИНТУИЦИЮ капитана - как фактор риска
че это такое и в какой части тела она находится?
как она (интуиция) себя проявляет перед прогулкой на яхте?
чему следует доверять больше в соответствии с хорошей морской практикой: приборам, картам, связи, прогнозам погоды на водоеме или интуиции?
ну нет ничего в судоводительской и теоретической литературе про интуицию
научите пож-ста
с уважением
parus100, каждый волен видеть и слышать то, что хочет, а равно понимать что может понять.
Чтобы продолжить "не детский" разговор о "крене, перегрузе", остойчивости, плавучести и других мореходных качествах судна, необходимо определить место и время для такового. Готов прочитать курс лекций интересующимся этой темой. На форуме делать это нерационально и результат будет нулевой. Проще прочитать книгу по теории корабля.
А что касается "особой просьбы", то рассказать больше нечего, тем более, что "нарушения" устранены, а комментарии не по теме.
с уважением.
уважаемый maverick
прочитал ваш пост и меня не по детски "торкнуло"
а расскажите пож-ста еще что нибудь про крен, перегруз и интуицию капитана
особо прошу рассказать: как тренер эксплуатирует лодку с нарушениями?
с уважением.
То что произошло с теплоходом "Булгария" узнал только когда вернулся с Бора, то есть уже в понедельник вечером (на лодочной станции СМИ недоступны).
Скорбь по утопленным людям, а особенно детям, и эмоции в связи с этой трагедией отодвигают на второй план все текущие проблемы. Не виноваты жертвы кораблекрушения в том, что доверили свои жизни жадным до наживы преступникам и капитанам неспособным к правильному и жесткому решению.
Так случилось, что именно в это время я то же самое объяснял инспекторам из ГИМС, посчитавшим более важным искать нарушения в записях судовом билете на тренерскую лодку (был не вписан номер двигателя), нежели позаботиться о безопасности на акватории в местах отдыха людей и тренировки тех же детей. Может и недостаточно вежливый, но конкретный ответ они услышали в свой адрес мгновенно: "мне важнее безопасность детей нежели ваши бюрократические изыски..." короче "попросил" их ... подождать. Собрал яхты и отбуксировал к берегу (ветер 5 м/с с порывами до 7). Копались они в документах и сочиняли протокол около часа. Я не стал участвовать в этом процессе и продолжил тренировку. Ну они написали... наснимали видео и потом даже на диктофон все, что касается принятия решения капитаном и кто на кого и для чего служит. Детали упускаю.
Я и детей учу первому и непреложному правилу поведения капитана: Капитан ответственен перед людьми за принятие правильного решения. Он обязан видеть вероятную опасность, должен предусмотреть и принять меры по предупреждению возможных негативных последствий вплоть до отказа от выхода в море.
Эта тема уже обсуждалась в связи с переворотом яхты на Горьковском море в прошлом году. Как свидетельствуют факты, актуальность не утратила. Гибнут люди, дети в авиакатастрофах, на реках и морях, а виной всему преступная безответственность и профнепригодность этих "капитанов". Мы все капитаны и поэтому обращаю внимание каждого на то, что никакими документами и деньгами не восстановить человеческую жизнь. Позаботьтесь перед отдачей швартовых о технической исправности судна, проверьте наличие всех необходимых средств спасения и инструктаже неопытных пассажиров. Уделите внимание каждому перед плаванием и в течение всего похода. Не допускайте перегруз и пассажировместимость судна, оставьте потенциальных утопленников на берегу, не берите на себя ответственность превышающую водоизмещение яхты или катера.
И еще одно неписанное правило: если есть необъяснимые сомнения, откажитесь от выхода,- интуицию здесь следует считать фактором риска.
... странное совпадение, но неделю назад, в "беседе" с ГИМСовцами у Окского моста я обращал внимание на отпущенный ими катер, имеющий значительный крен ... на правый борт... вместо запрета его дальнейшего передвижения. Они мне на это ответили достаточно красноречиво: вот когда он перевернется, вот тогда и примем меры. Меня же оштрафовали за отсутствие регистрационных номеров (оборвались на тренировки во время грозы)...
Если у кого-то есть иллюзии,что можно избежать катастрофы в связи с отсутствием желания попасть в критическую ситуацию без принятия надлежащих мер, то ваш капитанский штурвал должен висеть на стене.
"Булгария", а главное люди, ушедшие в небытие, не первые и не последние жертвы преступной безалаберности и погоне за наживой, будем помнить о них и заботиться о живых.
Счастливого плавания и благополучного возвращения!