|
http://alyonabay.com/2013/11/12/sailing-jobs/
Кем работать в яхтенной индустрии
Где может работать парусный капитан дальнего плавания, что ему
придётся делать, как туда устроиться и сколько за это будут платить? Вот
самые распространенные направления работы в профессиональной яхтенной
индустрии — начиная с наименее требовательных к умениям и квалификациям.
1. Шкипер чартерной яхты.
Морской таксист: катает тех, кто арендовал лодку для отпуска на море,
но не умеет ею управлять. Летом это самая распространенная яхтенная
профессия на Средиземке.
Как правило, чартерный шкипер работает на 3-4-каютных 35-54-футовых
парусных яхтах, потому что аренда моторных стоит очень дорого и они
сдаются со штатным экипажем. Постоянно живёт на арендованной яхте, спит
обычно в салоне, так как каюты заняты гостями. В экипаже он один
и полностью отвечает за управление, навигацию и безопасность. Готовить,
убирать и мыть посуду он не должен, но обычно делает приятное экипажу :)
Может быть нанят как арендатором яхты, на неделю, так и чартерной
компанией, на 2-4 месяца сезона, часто без выходных. Такая работа очень
изматывает эмоционально, потому что шкипер постоянно находится на яхте
с гостями и у него почти нет личного времени.
Зарплата чартерного шкипера зависит от страны, условий чартера
(оплачиваются ли авиабилеты, еда, предоставляется ли каюта)
и продолжительности контракта. Поскольку сроки чартера измеряются
в неделях, оплата тоже считается понедельно. Опытный чартерный шкипер
получает 950-1050 евро, если берёт недельные заказы, и 500-700 евро,
если работает на контракте от 10 недель. И в том, и в другом случае
шкиперу оплачивают проезд и он может брать любую еду, купленную на яхту.
2. Шкипер флотилии, хостес флотилии, инженер флотилии.
Флотилия — это 5-20 яхт, следующих одним маршрутом. Во флотилиях
участвуют неопытные яхтсмены, которые уже не хотят пользоваться услугами
чартерного шкипера, но ещё не готовы уходить в самостоятельное
плавание. Их собирают в группки, снабжают адмиральским судном
и отправляют в организованный круиз. На адмиральском судне обычно
работают три человека — шкипер, хостес и инженер.
Шкипер отвечает за управление головной яхтой и ежедневные брифинги
для участников флотилии. Его задача — сделать переходы интересными
и безопасными, поэтому он объясняет особенности региона, рассказывает
про стоящие стоянки и корректирует маршрут по погоде. Если
сегодня гости хотят попасть на остров со знаменитыми виноградниками,
то шкипер флотилии должен найти там безопасную бухту и провести туда
флот.
Хостес — это менеджер и гид флотилии. Как правило, девушка. Она
отвечает за организацию: уборку яхт и закупку продуктов, встречу гостей,
бронь ресторанов и марин, прокат мотоциклов, поиск сиделки на время
концерта… Кроме того, хостес готовит и убирает на адмиральской яхте,
помогает шкиперу швартоваться и работать с парусами. Если флот пришел
на тот самый остров, а в магазинах как назло нет местного вина,
то хостес должна найти хозяина виноградников, обаять его и добыть
несколько бутылок.
Инженер отвечает за техническую исправность флота. Каждый день
он обходит яхты и ремонтирует что-то по мелочи, а во время смены
экипажей устраняет крупные поломки. На его плечах всё, от подтекающего
душа и затупившегося ножа до порванного паруса и неисправной
электроники. Если на яхте сломался холодильник и некуда ставить добытое
хостес вино, инженер должен либо всё мигом починить, либо всю ночь
сидеть с удочкой и охлаждать бутылку в море.
Несмотря на то, что на адмиральской яхте лежит ответственность
за целой флот, шкипер, хостес и инженер флотилии получают копейки —
600-800 евро в месяц. Считается, что это работа для студентов или тех,
кто сознательно променял деньги на 52 недели солнца в году. В то же
время флотилия — входная дверь в мир большого яхтинга и самое вероятное
место работы для выпускника профессиональных шкиперских курсов.
3. Перегонный экипаж.
Гораздо чаще, чем сам владелец яхты, на ней ходят совершенно чужие люди — перегонные экипажи.
Обычно это три человека (шкипер, старший помощник и матрос), которые
доставляют яхту из пункта А в пункт Б точно в срок и в идеальном
состоянии. Это может быть перегон от места постройки до домашней марины;
из домашней марины к месту чартера; из финишного порта одной гонки
в стартовый порт другой.
Российские владельцы нередко доверяют «приятелю, который увлекается
яхтами», но в мире перегоны заказывают через специальные агентства.
Перегон — это риски для обеих сторон. Подписывая контракт, шкипер обычно
не видит, какой посудине доверяет свою жизнь, а владелец лишь надеется,
что ему не поцарапают борт и не порвут генакер. Бывает, что перегонному
экипажу нельзя готовить на яхте или приходится спать на матрасах,
закрытых полиэтиленовыми чехлами. А главное, перегон должен состояться
независимо от погоды, а яхта — остаться целой.
Изо всей перегонной команды зарплату получает только шкипер. Обычно она
считается исходя из расстояния перегона. Одна миля стоит примерно
1,5 евро, получается 100-150 евро в день. Старпому и матросу оплачивают
еду и билеты, но наличных не выдают: агентства берут на эти должности
«за опыт» или отправляют в неоплачиваемые перегоны шкиперов-соискателей.
Некоторые крупные компании берут шкипера на работу только после того,
как он безупречно и бесплатно отработал 10 перегонов старпомом.
4. Экипаж суперъяхты.
Суперъяхта — это любое судно длиннее 24 метров. На ней редко бывает
больше 12 гостей, но обслуживают их 10-30 человек. В понимании
большинства яхтсменов, суперъяхта — это уже корабль (к тому же ещё
и моторный!). Про должности на нём можно написать отдельную статью,
поэтому тут я просто их перечислю.
Экипаж суперъяхты состоит из офицерского состава (капитан, старший
помощник, инженер), палубной команды (боцман и его матросы)
и интерьерной команды (стюардессы, стюарды, шеф и младшие повара). Все
они живут на яхте и работают либо сезонами, либо сменами по 2-6 месяцев.
Суперъяхта — предел мечтаний сотен яхтенных шкиперов, но собственно
яхтинга там мало. Многие суперъяхты проводят в порту куда больше
времени, чем в море. Офицерский состав занимается не столько
судовождением и навигацией, сколько согласованием, планированием
и бюджетированием, а матросы — не столько отдачей якоря и настройкой
парусов, сколько натиркой стальных поручней и расстановкой шезлонгов.
Интерьерная же команда создаёт ощущение пятизвёздочного отеля
на воде: стюардессы гладят, стирают, убирают, закупают продукты,
сервируют стол, сидят с детьми, делают массаж, а шеф-повар, бывает,
готовит отдельно для каждого гостя. Работа на суперъяхте — от рассвета
до рассвета и всегда с сияющей улыбкой на лице.
Без опыта и квалификаций на суперъяхту не попасть даже матросом,
поэтому зарплата там — иллюстрация притчи про нового русского, художника
и петуха. Даже палубный матрос получает 1500-2000 евро в месяц. Боцман,
старпом и шеф-стюардесса — 3000-5000 евро, капитан, инженер,
шеф-повар — 5000-10 000 евро.
5. Экспедиционные яхты.
Экспедиционные яхты — это большие парусные суда, которые используют
в учебных, научных или благотворительных проектах. На борту есть
профессиональный экипаж и пассажиры/стажёры — ученые, путешественники,
кадеты. В отличие от российских «Крузенштерна» и «Седова», европейские
экспедиционные суда небольшие, поэтому их называют яхтами.
Часто экспедиционные яхты проводят много времени в экстремальных
условиях. Рейс может длиться год, и если судно ушло к Южному полюсу, то
этот год жить придется при средней температуре −20С. С наскока
устроиться на такую работу нельзя даже матросом: капитан набирает только
тех, кто несколько раз бывал в экспедициях, и желательно — волонтёром
на его судне. Что до офицеров, то они приходят на экспедиционные суда
либо из профессиональных парусных гонок, либо из флота.
Зарплата на экспедиционных яхтах средняя. Капитаны получают
2500-4000 евро, матросы — 1000-1500 евро, волонтёры вообще могут 2-3
года работать бесплатно — их будут только кормить на корабле.
Экспедиционные яхты тоже считаются работой ради образа жизни — только
на этот раз не аборигена в набедренной повязке, а Индианы Джонса.
6. Гоночные яхты.
В парусных гонках крутится очень много денег, но заработать их совсем нелегко.
Парусный спорт, олимпийские классы — это другой мир, и тот, кто в нём
не родился, скорее всего, не попадёт туда никогда. То же касается
и международных соревнований: экипажи Volvo Ocean Race, America’s Cup через одного рекордсмены и чемпионы мира.
Спасает то, что на гоночной яхте совсем не обязательно быть шкипером.
В профессиональных командах обычно 10-18 человек, и у каждого — своя
роль: тактик, рулевой, шкотовые, мачтовые, баковые… Талантливый упорный
яхтсмен может уцепиться за запасной, перегонный или береговой экипаж,
даже если пришёл в парусный спорт взрослым. Кроме того, можно гоняться
и быть на воде, тестируя для компаний-производителей новые паруса или
формы корпусов. Но ключевым фактором в любом случае остаётся талант:
на чартерного шкипера без него выучиться можно, на парусного гонщика —
нет.
Базовые зарплаты экипажей Volvo Ocean Race — 3000-5000 евро, береговых экипажей или гонщиков-тестеров — 2000-3000 евро.
7. Яхтенные инструкторы (в России — капитаны-наставники).
Возвращаемся на землю :)
Яхтенные инструкторы тоже бывают чемпионами мира, но в большинстве
своём это просто опытные шкиперы, инженеры или гонщики. Обычно у них
есть специализации: кто-то преподаёт курсы первой помощи, выживания
на море или пожаротушения, а кто-то — навигационную теорию и практику
на воде.
Работа инструктора на воде похожа на работу чартерного шкипера.
Он понедельно живёт и путешествует на лодке с 2-5 студентами, показывает
им приёмы управления лодкой, следит за процессом принятия решений
и каждый день придумывает ситуации, позволяющие раскрыть программу
курса. Разница лишь в том, что чартерный шкипер умеет обращаться с яхтой
и делает всё сам, а инструктор всегда находится на грани фола: головой
отвечая за судно и экипаж, он вынужден давать студентам ошибаться, иначе
они ничему не научатся.
Работа яхтенного инструктора оплачивается подневно, понедельно и помесячно.
Дневная ставка может достигать 200 евро, недельная — 1200 евро. При
работе по контракту зарплата резко падает: работая на британскую
компанию в Соленте, инструктор будет получать 2000-4000 евро в месяц,
а работая на ту же британскую компанию летом где-нибудь на Средиземке —
600-1000 евро в месяц.
8. Работы вокруг яхтинга.
Чартерные и брокерские компании, яхтенные фотографы и журналисты,
крюинговые агентства, дизайн, постройка, ремонт и обслуживание яхт… Как
правило, сюда — или в яхтенные инструкторы — уходят со временем шкиперы.
Но это работы рядом с водой, а не на воде, а потому — совсем другая
история.
|