|
http://northschool.ru/nastrojka-shprinta-optimista-kak-e-to-pravil-no-delat/22.04.2014
Если вы ходите на Оптимисте, то одно из самых первых, чему нужно
научиться – это настраивать шпринт «по погоде». В основном шпринт должен
стоять достаточно жёстко , чтобы в верхней части паруса не было
горизонтальных морщин, но и без перебора натяжения, чтобы не появлялись
морщины параллельно шпринту. Это означает, что с увеличением ветра
натяжение шпринта должно быть тоже увеличено. Но не всегда, поскольку,
как и почти во всём остальном в парусном спорте, одного простого решения
в настройке шпринта – нет. Поэтому, чтобы лучше разобраться в тонкостях
настройки шпринта – мы сначала рассмотрим настройку на острый курс, а
затем на полный.
Настройка шпринта в лавировку.
При плавании острым курсом натяжение шпринта должно увеличиваться по
мере увеличения силы ветра, однако если ветер слишком сильный и вы уже
не можете откренить яхту, то шпринт следует наоборот ослабить, так как
важнее всего и «быстрее» идти на оптимисте на ровном киле. Уменьшение
натяжения шпринта, увеличивает твист паруса и расслабляет его заднюю
шкаторину, разворачивая её на подетер, тем самым уменьшая давление на
весь парус в целом. Соответственно, яхта будет меньше крениться. Да, в
этой ситуации вам не удастся похвастаться самой «красивой» формой
паруса, но зато вы будете иметь самую «правильную» и «быструю» форму для
сильного ветра.
Но что именно происходит при изменении натяжения шпринта в других
ветровых условиях, когда не нужно сбрасывать давление с паруса? Одна
американская команда провела серию тестов, что бы разобраться с этим. И
они выяснили, что натяжение шпринта немного уплощает парус и также
сдвигает пузо паруса немного в корму, но больше всего натяжение шпринта
влияет на заднюю шкаторину. Чем сильнее набит шпринт, тем задняя
шкаторина более прямая и закрытая. Ослабление шпринта – открывает заднюю
шкаторину и разворачивает верх пруса.
Фотографии ниже иллюстрируют сказанное выше. Справа сильно набитый шпринт, слева – слабо.

Как влияет натяжение задней шкаторины на скорость? С одной стороны
сильное натяжение задней шкаторины даёт крутизну хода, но одновременно
такой парус становится менее «мощным» и, например, в волну яхта пойдёт
медленнее. С другой стороны, парус с менее набитой задней шкаториной не
позволит яхте идти круто, но зато он будет иметь больше «мощности».
Таким образом, в общем, можно сказать, что на спокойной воде, где
тормозящих факторов практически нет, лучше иметь более набитую заднюю
шкаторину, чем при плавании в волну.
Важно помнить, что натяжение задней шкаторины также может быть
отрегулировано гикашкотом, однако, не стоит забывать, что при натяжении
гикашкота гик двигается ближе к диаметральной плоскости яхты, что не
очень хорошо с точки зрения общей настройки яхты. Поэтому натяжение
задней шкаторины лучше всего контролировать и устанавливать именно с
помощью шпринта.
Какое же натяжение задней шкаторины самое лучшее для лавировки?
Базовая настройка и общее правило говорят о том, что верхняя лата паруса
должна быть параллельна оси яхты. Три фотографии ниже иллюстрируют это,
но на этот раз камера смотрит не в гик, а в ДП яхты. Фотография слева
показывает слишком расслабленную заднюю шкаторину для этих условий, в
результате чего парус сильно развёрнут и верхняя лата смотрит на
подветер. На фотографии посередине всё установлено правильно и верхняя
лата параллельна оси яхты. На правой фотографии задняя шкаторина
перебита, в результате чего задняя шкаторина зарыта и верхняя лата
направлена на ветер. Также закрытость шкаторины можно определять по
колдунчику, расположенному на конце верхней латы. Если он скрылся на
подветре, то с очень большой вероятностью шкаторина слишком закрыта. И
конечно не стоит забывать, что при изменении ветровых условий нам под
них придётся изменять настройку и натяжение задней шкаторины.

Настройка шпринта на полный курс.
С точки зрения основных принципов настройки шпринта плавание полным
курсом очень похоже на плавание в лавировку – чем сильнее ветер, тем
сильнее нужно набивать шпринт. Но возникают вопросы: всегда ли это
утверждение справедливо, и какое натяжение правильное? Для яхт с одним
единственным парусом, а Оптимитст из их числа, при плавании полным
курсом задняя шкаторина должна быть свободной, но не сильно вываленной
на подветер. Лучше всего выставлять парус так, чтобы ветер мог плавно
обтекать парус и стекать с задней шкаторины. Если задняя шкаторина будет
перебита, то она перекроет «выход» ветру, и вы не сможете идти так
быстро как могли бы, а если шкаторина будет слишком расслаблена, то это
приведёт к тому, что яхта, хоть и будет идти быстрее, но будет крайне не
устойчива. Поэтому, в настройке задней шкаторины надо искать разумный
компромисс. Хорошим ориентиром хорошей настройки задней шкаторины
является её поведение при плавании на волне: верхняя лата должна быть
примерно параллельно гику, и вся шкаторина вместе со всеми латами должна
слегка «дышать» и делать это как единое целое. Если латы живут
отдельной жизнью относительно шкаторины, то вероятно она слишком
расслаблена, если шкаторина никак не реагирует на волну – вероятно, она
перебита.
А как насчёт гик-оттяжки? Ведь она же тоже влияет на натяжение задней
шкаторины? Правильный ответ – да, гик-оттяжка действительно влияет на
натяжение задней шкаторины, но по-другому, не так как шпринт.
Гик-оттяжкой можно только грубо выставить натяжение шкаторины, основное
её влияние – твист и разворот задней шкаторины. Разворот задней
шкаторины должен быть плавным и не очень большим. Если нижняя часть
паруса не дотравлена, а верхняя часть уже стоит хорошо – гик оттяжку
нужно добрать. Если верх паруса стоит практически на одной линии с
низом, то гик-оттяжку следует потравить, тем самым открыв и немного
расслабив шкаторину.
Три фотографии ниже иллюстрируют, как меняется натяжение задней
шкаторины и форма паруса в целом при изменении натяжения шпринта,
натяжение гик-оттяжки при этом постоянно. На фото слева шпринт недобит, и
верхняя лата вывалилась на подветер. На средней фотографии шпринт набит
правильно и задняя шкаторина «дышит» и работает как единое целое. На
фото справа шпринт перебит, задняя шкаторина слишком закрыта и верхняя
лата смотрит на наветер.

На следующем фото внизу шпринт установлен правильно, но гик-оттяжка
недобита. Соответственно при правильной установке верха паруса, парус
получается сильно скрученным и с недотравленным низом. Чтобы выставить
весь парус правильно, нужно сохранить установку верха, уменьшить
скрученность паруса и потравить гик, то есть –добить гик-оттяжку.

Несколько советов от North Sails.
Очень сложно оценить натяжение задней шкаторины и настройку паруса в
целом, находясь в яхте. Гораздо проще делать это со стороны: из катера
тренера или с другой яхты. Именно поэтому нужно много тренироваться с
тренером, что бы запомнить как выглядит «правильная» настройка паруса,
изнутри лодки. Также, когда вы нашли свою скорость, всегда имеет смысл
запомнить/записать «быстрые» настройки яхты. Один из самых простых
способов — это просто поставить марки прямо на рангоуте. Тогда, как
минимум, вы всегда сможете повторить и восстановить настройку, например,
после огибания верхнего знака у вас не будет вопросов, на сколько
потравить шпринт, а перед огибанием нижнего знака, непосредственно перед
знаком, вы будете иметь возможность сразу выставить правильную
лавировочную настройку и не думать об этом после огибания. Если в
течение дня условия не меняются, такой подход позволит вам не терять
драгоценного времени на перестроения и поиск нужных настроек.
И последнее: Не отчаивайтесь, если наработка настроек займёт у вас много
времени, главное – это то, что вы работаете в правильном направлении, и
если вы хотите стать самым лучшим спортсменом, то придётся учиться,
работать и искать свою скорость всю жизнь. А что бы это было легко и
увлекательно заниматься этим надо с удовольствием.
|