«Специальные» паруса для маршрутных гонок
Существует несколько специализированных парусов, которые могут сыграть
решающую роль в гонке и сделать из просто хорошей оффшорной гонки -
великолепную оффшорную гонку! Разобраться в путанице номеров и названий
этих специализированных парусов может быть совсем не просто. Мы
постараемся рассказать об этих парусах. Обычно такие паруса
«безболезненно» могут быть добавлены к вашему стандартному парусному
гардеробу, и при определённых условиях могут дать вам невероятное
преимущество перед соперниками.
Код Зеро
В IRC спинакера/геннакера со средней шириной менее 75% запрещены. Таким
образом, Код Зеро в IRC – это геннакер/спинакер у которого средняя
ширина SMG равна или чуть больше 75% длины нижней шкаторины паруса SF.
По этому Код Зеро в IRC не влияет на балл. Главное - уложиться в
разрешённое количество геннакеров/спинакеров на борту. Минимальный
эффективный угол вымпельного ветра AWA для 75% Кода Зеро – 40-45
градусов, и чем ветер сильнее, тем больше становится возможный начальный
вымпельный угол. В слабый ветер под таким Кодом Ноль можно практически
лавироваться, в ураган его не удастся нести круче багштага – не хватит
остойчивости.
В ORC геннакера со средней шириной более
75% оцениваются также, как и в IRC: на балл не влияют, идут в один ряд с
обыкновенными геннакерами.
Но, в отличие от IRC, в ORC геннакер со
средней шириной от 75% до 55% от длинны нижней шкаторины разрешён. Этот
парус так и называется в Мерительном Свидетельстве – летучий передний
парус (headsail set flying) (прежние название Код-0, часто их так и
называют): Их может быть 2 типа: со средней шириной менее 60% от длины
нижней шкаторины и туго натягиваемой передней шкаториной (длина передней
шкаторины меньше диагонали треугольника ISP-TPS), и летучие передние
паруса со средней шириной от 60% до 75% и свободной передней шкаториной
(длина передней шкаторины больше диагонали треугольника ISP-TPS). Код-0
для ORC (или летучий передний парус) отдельно вынесен из перечня
геннакеров и сильно влияет на балл, поскольку закрывают собой диапазон
от полного бейдевинда до галфвинда. Это по сути огромная генуя.
Минимальный вымпельный угол 55%-ого ORC Кода-0 около 32-35градуса. Под
таким парусом вполне в лёгкий ветер можно лавировать, собственно именно
поэтому он и влияет на балл.
Обычно Код-0 для ORC (с SMG от 55% до
75%) проектируют и делают с прямой передней шкаториной. У Кода Зеро для
IRC и в целом для геннакеров с SMG от 75% и более, так же как и в
ORC-ишных геннакерах, есть две основные концепции проектирования и
изготовления – со свободной передней шкаториной, назовём его «Гибридным
А0», и с условно прямой передней шкаториной, назовём его «А0 Под
Закрутку».
Гибридный А0
Гибридный А0 имеет более широкий ветровой и курсовой диапазон применения
чем «А0 Под Закрутку», но при этом обладает большим начальным AWA – под
таким парусом практически не получится лавироваться. Дизайн Гибридного
А0 сочетает в себе характеристики «Кода Ноль Под Закрутку» и Геннакера
А3. Минимальный эффективный угол вымпельного ветра AWA для Гибридного А0
около 45-50 градусов.

А0 под закрутку
А0 Под Закрутку, как и Коды-0 для ORC делаются с прямой передней
шкаториной. В неё вшивается очень прочный, не тянущийся и, что очень
важно, не скручивающийся трос, который выполняет роль штага. Именно этот
не скручивающийся трос берёт на себя всю нагрузку передней шкаторины, а
она там очень существенная. Главное преимущество А0 Под Закрутку перед
Гибридным А0 – это то, что на нём можно ходить несколько круче к ветру и
имея закрутку его можно быстро и просто скрутить и раскрутить. Именно
так, кстати, делают повороты оверштаг, когда лавируются на таких
геннакерах.


Ориентировочное местоположение и применение кода Кода-Ноль на общей
диаграмме парусов. Сейчас в основном все Коды-Ноль делаются с прямой
передней под закрутку – это удобно.
Подспинакерный Стаксель
Подспинакерный Стаксель - это небольшой стаксель, который
устанавливается без крепления к штагу только на стаксель-фале, галсовый
угол этого стакселя обычно крепят к палубе несколько кормовее штага.
Расчётный диапазон ветра для этого паруса от 10 до 25 узлов, расчётный
угол – такой же, как у спинакера/геннакера.

При сильном попутном ветре подспинакерный стаксель позволяет идти не
только быстрее, но и более стабильно и уменьшить тем самым вероятность
брочинга.
Стаксель для Генуи
Идея Стакселя для Генуи – такая же, как и у Подспинакерного Стакселя -
заполнить пространство между передним парусом и гротом и создать, так
называемую аэродинамическую решётку повысив тем самым эффективность
работы грота и генуи. Стаксель для Генуи - это не очень большой
стаксель, который ставится внутри переднего треугольника. Наиболее
эффективен этот парус при движении в полный бейдевинд/галфвинд. На
прошлой Volvo Ocean Race почти половину времени в гонках яхты шли именно
в таком наборе парусов: Генуя, Стаксель для Генуи, Грот. Также этот
парус может быть эффективно использован в сочетании с Кодом-Ноль и с
дробным геннакером А5.

Джиб Топ
Если вас в длинной гонке настиг долгий и сильный галфвинд, то лучше бы,
чтобы джиб-топ у вас был. Джиб-Топ – это стаксель специально созданный
для сильного галфвинда, когда ни один геннакер не вынести. Он ставится
туда же, куда и обыкновенный стаксель – в штагпирс, закрутку и т.д, в
зависимости от того на чём у вас стоит обыкновенный стаксель, но в
качестве стаксельшкота, чтобы отвести парус как можно ближе к борту,
обычно используется брас и направление тяги браса регулируется
брасоловкой. У этого паруса высокий шкотовый угол и форма под полный
курс и большой твист.

Ориентировочное местоположение и применение Джиб-Топа (розовый) на общей диаграмме парусов.
Мы надеемся, эта статья помогла вам
разобраться в хитросплетениях, названиях и областях применения так
называемых «специальных» парусов. И теперь, вы точно знаете, что если на
маршрутной гонке при прочих равных у вас есть «тот самый» парус, то вы
точно будете королями – и просто хорошая гонка для вас точно станет
великолепной гонкой. |