Многие предприниматели,
купившие катера или яхты, уже столкнулись с целым рядом проблем. Дальние
и ближние путешествия осложняет отсутствие оборудованных стоянок,
причалов, заправок. И спортсмены сетуют на недостатки материальной базы
и отсутствие должного внимания к парусному спорту у местных властей.
Казалось бы, парадокс — Волга и Ока, Горьковское водохранилище —
далеко не каждый регион владеет таким богатством. Рынок сегодня в
изобилии предлагает современные малые суда и технику, но береговая
инфраструктура и сервис явно отстают от спроса.
Более того, концепции развития наших поволжских городов не «задействуют воду», кроме как при строительстве аквапарков.
Даже велосипедистам везет больше — архитекторы будущего
предусматривают для них велодорожки, велотрассы и велостоянки. А про
«водников» словно забыли. Ни бухточек, ни гаваней, ни парков со
шлюпками.
Даже при строительстве ФОКов вода не учитывается! Как будто наши
мальчишки перестали мечтать о дальних странах и парусах, как будто не
Нижний дал миру крылатые корабли, а их конструктор Ростислав Алексеев не
был заядлым яхтсменом!
На апрельском форуме «Бизнес в радость!» предприниматели,
собравшиеся за круглым столом, с удовольствием вспоминали, как в детстве
река и море подарили им ощущение свободы и радость движения.
Как парус, весла и мотор научили работать руки и голову. Как вода
закалила характер. Как обрели они круг надежных друзей и на всю жизнь
остались верны своему увлечению. И тем более досадно, что в волжской
столице теперь так мало мачт у берегов. Разве сравнишь с той же
Европой.
— Парусный спорт — вовсе не элитный, он должен быть массовым у нас,
клубным — считает Александр Бобылев, предприниматель, президент
Областной федерации парусного спорта. — Есть продуманная концепция его
развития, система соревнований и привлечения детей. Есть план создания
18 опорных точек на Оке и Волге с типовыми причалами и портами для яхт.
Нужны властные решения. Нужно финансирование.
Мы начали создавать детские парусные клубы в области. Причем не
сдерживали себя границами области, а двигались по рекам Оке и Волге.
Юрьевец, Муром, Сокольское, Бор, Городец, Чкаловск…
Самый лучший результат в Сокольском — администрация откликнулась,
тренер по программе закрепления молодых специалистов получил дом и
автомобиль. Будет здесь хорошая база для водников.
Мы начинали создавать клубы на пустом месте, на базе «бэушных»
контейнеров приходилось сочинять модульные блоки: тренерская комната,
раздевалки, комнаты для занятий и обогрева, ангары для хранения судов.
Потом появились серьезные проекты в виде типового яхтенного порта.
Различные его модификации для берега и воды. Все оборудование
производится у нас в области: понтоны, причалы, пирсы, дебаркадеры…
Даже чартерный флот может быть использован. Рядом со взрослыми —
всегда дети. Детский клуб — прекрасная база для подготовки инженерных и
рабочих кадров. Детей мы не узнаем буквально через год занятий спортом.
Если сначала — это несобранный мальчуган, который и руль может
забыть, и спасательный жилет, то через год — это уже маленький
самостоятельный капитан, который понимает, что ему надо уйти в плавание и
обязательно вернуться.
Прекрасных специалистов в области малого судостроения, туризма и
обслуживания могли бы растить наши клубы. Водные прогулки достаточно
популярны у населения.
Парусные экскурсии из Городца в Макарий были бы очень интересны, из
Павлова — в Юрьевец, Чкаловск… Но придти-то куда? Нет инфраструктуры,
связи, страховки. Короче, индустрия сервиса, приключений и привлечения
отсутствует.
В Москве уже есть несколько типов чартерных флотов, живут за счет
предоставления в аренду судов — от ночи до нескольких дней, очень
популярны тематические корпоративные регаты выходного дня. Я думаю, и
нас это не минует, как только обустроим свои берега. Мы уже начали
объединять усилия. Но требуются и спонсоры, и
единомышленники-энтузиасты.
Сергей Норенков, архитектор, профессор ННГАСУ, тоже вспомнил, как в
детстве ходил на восьмерке рулевым, как много лет жил на набережной
Федоровского и видел, как работала река. Музыка встреч и проводов
пароходов, гул моторок, барж, сухогрузов…
И конечно же, белела масса парусов на Волге. Ему посчастливилось
работать с Олегом Петровичем Фроловым, главным дизайнером Алексеева. И
те идеи, которые оттуда, живут на кафедре дизайна.
Иностранцы до сих пор «балдеют» от тех идей и судов, удивляются и
студенческим работам, связанным с водой. Притяжение реки огромно, оно
будит мысль. Норенков принес на круглый стол стопку эскизных
студенческих проектов наших набережных. На всех — паруса яхтклубов…
Видимо, Волга не мыслится без парусов. И создать опорные точки в
области для водных путешествий под парусом — это классная идея, считает
Норенков.
С ним согласен и Сергей Щиголев, строитель, судебный эксперт,
специалист по реставрации объектов культурного наследия. Бывший
капитан-лейтенант балтийского отряда учебных судов, служил на паруснике
«Седов», прошел все океаны.
— Градостроительные планы на двадцать лет вперед верстаются и не
используют рекреационное пространство. Втемяшивать надо властям, что у
воды живем! А берег и реку пока даже экономика не связывает.
Дмитрий Зотиков, руководитель международной школы плотников, тоже, к
слову, бывший морской офицер, говорит, что энтузиазм всегда хорош
снизу, но большие программы должны приходить сверху.
Чем владеет предприниматель? Часто лишь кусочком земли на берегу в
собственности. А если видит большую программу и в ней, скажем, 18
опорных пунктов, то уже легче свой выбрать и застолбить. Но программа
сверху должна быть утверждена хотя бы на уровне областного
министерства.
— Чтобы Волга опять стала Волгой, давайте найдем 18
предпринимателей. Ведь есть те, которые владеют земельными участками по
Волге и Оке, и не знают, что с ними делать. Они будут готовы вложить
несколько миллионов, но при условии, что все будет окупаться в рамках
единого проекта.
По мнению Дмитрия Воронцова, председателя правления Городецкой
ремесленной палаты, генерального директора компании «Городецкий мастер»,
проект опорных точек на Волге и Оке обязательно должен быть
комплексным. У него успешный опыт работы над Городом мастеров.
Великолепный резной фасад — плод труда замечательных резчиков, которых
удалось привлечь к этой работе, туристам кажется чудом.
Но мало построить — надо постоянно популяризировать народные
промыслы, искать рыночную составляющую, создавать зеленые стоянки для
проходящих кораблей, расширять поток экскурсантов, через интернет
рассказывать об уникальности этого места…
Должно быть государственно-частное партнерство, которое бы
раскручивало маховик интереса людей к построенному чуду. Однако
существует разрыв между властью и бизнесом. Меняется власть — меняются
отношения. А надо, чтобы такие проекты жили долго. И партнерство было бы
равноправным.
— Идея с опорными точками хороша, считает Воронцов. — И мы в
Сокольском тоже свою лепту вложим. Если раньше думали только о своем
участке и своей школе виндсерфинга на Горьковском море, то сегодня
координируем планы с Федерацией парусного спорта, зотиковской школой и
местной администрацией.
Сергей Груздев, предприниматель:
— Мы партнеры с Дмитрием. И выполним свои обязательства. Если
администрация Сокольского района построит причальную стенку, а мы свои
школы, то появится хорошая база для организации регат на Горьковском
море.
Александр Николаев, предприниматель:
— С 1993 года хожу под парусом, но я не гонщик, я турист, с семьей.
С друзьями по Горьковскому морю, лодка на Белой речке стоит. Яхтинг —
рискованный вид деятельности, сезонный.
Хотя Горьковское море удобно для чартера. У нас есть что посмотреть, места уникальные, но не разрекламированные.
Я как-то месяц жил на Аляске. Туристов 3–4 млн, а населения в пять
раз меньше. Посмотреть, по сравнению с нами, вроде и не на что. Но бренд
раскручен — и летят на Аляску со всего мира: увидеть снегоступы в
деревне и услышать, как там рыбу ловили и кость резали…
Точки притяжения надо создавать! Это государственная забота. И если
этим жить не будешь, ничего не получится. Мы научились зарабатывать и
вкладываем деньги в свое увлечение. У меня лодка, катер, плот надувной…
Это мне интересно.
Но посмотрите, где самые большие налоги на лошадиную силу? Я
таскаю двадцатилитровые канистры на катер — нет ни одной заправки в
округе. А в Ленинграде 12 заправок, в Москве — пять, в Казани — пять, в
Самарской области семь, даже в Костроме три или четыре. Я решаю свои
проблемы, но мы же говорим, что туристов ждем! Так откуда они появятся,
туристы-то, при таком к ним отношении?
— За 40 лет, что занимаюсь спортом, — итожит разговор Александр
Бобылев — я не видел, чтобы открывались яхтклубы, только закрывались.
Если раньше они были при институтах, при заводах, секции при дворцах
пионеров, то сейчас система распалась.
Ее надо создавать заново. Разруха 90-х годов очень сильно ударила
по парусному спорту. Сейчас между юными спортсменами — возраста 10–14
лет — и зрелыми яхтсменами — 40–50 лет — большой пробел, который некому
заполнить.
А ведь парусный спорт — это десять комплектов олимпийских медалей
на каждых играх! В 1978 году только регата на приз «Горьковского
рабочего» собирала 147 взрослых и детских судов! Интерес к парусному
спорту был большой. Его тоже надо возрождать. — Детям главное — увидеть.
Чтобы захотелось «гонять, как те ребята».
У нас есть где развиваться яхтингу — и морской простор, и реки
великие. В Выксе, Чкаловске, Лыскове, на Бору — прекрасные акватории для
создания яхт-школ. Одну-две всероссийские регаты мы уже проводим. А в
этом году проведем три чемпионата страны — один детский.
К нам есть интерес и у европейцев, и у москвичей. Мы можем стать
центром притяжения, география позволяет. Если построим инфраструктуру.