Тем, кто привык проводить
отпуск в путешествиях по Волге, лето преподнесло неприятный сюрприз.
Туристам, заранее заказавшим путевки до Москвы или Санкт-Петербурга,
пришлось менять планы. Волга в районе от Балахны до обмелела настолько,
что стала «непроходимой» для больших круизных судов.
Река всегда манила. И в былые времена люди состоятельные отнюдь не
чурались увеселительных путешествий по Волге, с застольями и
художественной частью в виде цыган (подтверждение чему мы находим в той
же «Бесприданнице» Островского или в фильме, по ней снятом). И хотя
самого слова «круиз» в обиходе тогда не было, но Промышленное пароходное
общество «По Волге» с 1859 года начинает организованное пассажирское
движение.
Собственно пассажирских судов было мало, и уже в ту эпоху начинал
формироваться «элитарный» имидж речных путешествий. С целью привлечения
состоятельных господ предприимчивые судовладельцы начиняли салоны своих
детищ элементами роскоши — перламутром, зеркалами, плюшем, красным
деревом и бронзой. При этом публика попроще могла размещаться прямо на
открытых палубах, что, разумеется, было вопиющим проявлением социального
неравенства.
Эпоха массового общедоступного круиза — с путевками от профсоюза,
трехразовым питанием, культпросвет-мероприятиями,
массовиками-затейниками и дискотекой — началась позднее. По воле партии и
в соответствии с указаниями Госплана, в 30-х были построены каналы,
воздвигнуты плотины, заполнены водохранилища, запущены ГЭС … Менее чем
за пять лет Волгу соединили с Доном, была реконструирована
Волго-Балтийская водная система.
После войны работа по покорению Волги была продолжена. Река и
вправду превратилась, как тогда любили писать, в «главную улицу России».
Хочешь попасть из Астрахани на Балтику или из Москвы в Ростов по Волге и
без пересадки — да пожалуйста…
Вот тогда и вошли в обиход советских людей речные круизы. За
путевками — если их не выделял профком — были очереди. У нас в Нижнем
поездки по великой реке стали любимым видом отдыха. На исходе развитого
социализма едва ли не каждый уважающий себя пенсионер считал нормой хотя
бы раз в год «прокатиться» по Волге-матушке. Ну, пусть не в
каюте-«люкс» и не в «высокий сезон», а в начале навигации или в ее
конце, но все же…
А потом открылись границы, а окна возможностей для многих, напротив, — закрылись, и наступил закат эпохи волжских круизов.
Конечно, не последнюю роль в этом сыграла экономика. Чтобы не
утомлять цифрами, скажу сразу: большинству прежних приверженцев речных
круизов они оказались просто не по карману. И хотя наверняка есть вполне
объективные факторы, которые рост цен объясняют (дорожали
энергоносители, требовали ремонта суда, профсоюзы стали бедны), но сути
дела это не меняет: для большинства речной отдых дорог. Те же, кто мог
это себе позволить, торопились знакомиться с зарубежными курортами. А
вот иностранцы, к слову, остались верны Волге. Волжские просторы их
по-прежнему манят и восхищают.
Увы, сама Волга сегодня не та… То, что когда-то превратило ее в
единую судоходную систему — многочисленные рукотворные моря, плотины,
каналы, оказало в итоге великой русской реке недобрую услугу.
Тема экологического ущерба – отдельная тема. Но в этом году впервые
за всю историю туристических круизов по Волге перестали существовать
самые интересные маршруты, так называемые сквозные.
Участок реки ниже Городца обмелел настолько, что четырехпалубные
лайнеры преодолеть его не могут, да и трехпалубные тоже: слишком велика
осадка. Вспомнили, правда, что кое-где в частных руках остались еще
двухпалубные теплоходы, но многие из них построены в конце 50-х годов
прошлого века, уровень комфорта соответствующий. Спасут ли они своими
далеко не самыми мощными силовыми установками турсезон — еще вопрос.
Так что с красивой мечтой прокатиться на белом теплоходе из Нижнего
Новгорода, например, или из Самары в Москву или Санкт-Петербург,
возможно, придется расстаться — во всяком случае, на это лето.
Теперь у нас уже не в географических терминах, а в жизни существуют
две Волги — Верхняя (та, что до плотины Горьковской ГЭС) и Нижняя (та,
что ниже по течению).
Впрочем, первый заместитель руководителя ФБУ «Администрация
Волжского бассейна внутренних водных путей», капитан Волжского бассейна
Евгений Лепехин не видит особых оснований преувеличивать драматизм
ситуации.
— Волга не перестала быть судоходной: судоходство ведется и будет
продолжено, введены лишь временные ограничения по максимально возможной
осадке для прохода судов.
У нас основным регулирующим водохранилищем, от которого зависит
весь Волжско-Камский каскад, является Рыбинское водохранилище. В
весенний период оно не наполнилось в необходимой степени, сейчас тоже
стоит сухая жаркая погода. С учетом этого постоянно действующей
комиссией при Федеральном агентстве водных ресурсов и было принято
решение по ограничению.
Этот орган существует уже не первый год и на основании данных
Росгидромета по перспективным прогнозам погоды принимает рекомендации о
том количестве водных ресурсов, которые необходимы для поддержания
работоспособности технических гидросооружений, обеспечивающих работу ГЭС
и судоходства. Согласование режимов пропуска происходит раз в две
недели.
Иными словами, воды сейчас хватает только для прохода судов, осадка которых сравнительно невелика.
Но дело не только в капризах жаркого лета. Причина нынешнего
«волжского кризиса» — считает председатель совета экологического центра
«Дронт» Асхат Каюмов — в глубоких нарушениях гидрологического режима
реки, которые произошли в последние десятилетия.
— Мы платим за свое же варварское отношение к природе. Мы вырубаем
леса, осушаем болота, сокращаем или вовсе уничтожаем охранные зоны по
берегам больших и малых рек, а потом удивляемся: почему они на глазах
мелеют? Но ведь питают, наполняют Волгу не только талые воды, а как раз
те самые малые реки и речушки.
Думаю, давно пора отказаться от гигантомании и постоянного
стремления переделывать реки под тот флот, которым мы располагаем. Пора
суда строить с учетом особенностей рек, а не наоборот. Тогда и отношения
наши с природой станут дружелюбнее, а речные круизы комфортнее.
Лето жаркое. Волга сохнет. Судоходство затруднено мелями. А
что в ближайшей перспективе? Про драги и дноуглубительные работы говорят
уже нечасто. Считается — дорого. Да и не очень они эффективны сегодня.
Вырубленные леса долго еще не восстановят, если восстановят вообще.
И загубленным речушкам, что питали Волгу, трудно дать вторую жизнь. Значит, остается надеяться только на погоду с дождями?
Нет, есть и другие варианты.
Об одном из них рассказывает и. о. заместителя губернатора Нижегородской области Евгений Люлин.
Евгений Люлин: «Низконапорная плотина проблему снимет»
— На недавнем международном форуме «Великие реки» проблема
восстановления нормального судоходства на участке Волги от Городца до
Нижнего Новгорода обсуждалась очень широко. Хочу сразу сказать, что
подъем уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров даже не
рассматривался — ввиду тех негативных последствий, которые он может
принести.
Если же говорить о других вариантах решения проблемы, которые
сейчас обсуждаются (это и дноуглубление, и третья нитка шлюзов, и
другие, в том числе экзотические), то наиболее предпочтительным является
строительство низконапорной плотины в районе Большого Козина. Такое
сооружение, помимо решения проблем судоходства, создаст дополнительный
автомобильный переход в левобережье и позволит продолжить строительство
Северного транспортного обхода. Это откроет возможность не только решить
вопросы прохождения потоков транзитных автомобилей, в первую очередь
тяжелых грузовиков, минуя Нижний Новгород, но и значительно освободить
атмосферу города от вредных загрязнений.
Так что строительство низконапорной плотины, на наш взгляд, является комплексным решением многих проблем.
Низконапорная плотина даст для судоходства тот же эффект, что и
подъем уровня воды до 68-й отметки, но только сделано это будет не на
участке реки в 300 км, который может превратиться в болото, а всего лишь
на локальном отрезке в 35 км, что существенно снизит экологическую
нагрузку. Плюс дополнительными технологическими решениями можно
сохранить нормальный режим течения Волги.
Вот почему этот вариант поддерживает и большинство экспертов, и правительство области, и глава региона.