Нижегородская федерация парусного спорта

Страница НФПС 

Группа "НФПС"

Группа "Ищу экипаж!"

Страница Кубок Алексеева

Группа Оргкомитет Кубка Алексеева

Страница "Нижегородская яхтенная школа "Парус"

Группа САМ-КАПИТАН

Группа Президиум
НФПС




Календарь мероприятий НРОО ФПС на 2018 год  word

 
БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

39-ая парусная регата "Кубок Р.Е. Алексеева", 11-18 августа, 2018г., Горьковское вдхр.

Первенство и Чемпионат России в национальных классах яхт, 13-20 августа 2018г., Сокольское,
дер. Хмелевка, загородный клуб "Усадьба"

Открытое Первенство Нижнего Новгорода по парусному спорту, 25-26 августа, г. Нижний Новгород

Открытый Чемпионат Нижнего Новгорода по парусному спорту, 23-24 августа, г. Нижний Новгород

страница ВФПС

Страница "Tramontana Sailing Club"

Группа "Парусный Нижний Новгород"

Страница
"Ракета 270"

Страница Нижегородский парусный клуб

Группа РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ОБМЕРА























Мат на палубе
Увы, практически любой человек, прочитавший название этой статьи, подумает, что речь в ней пойдет об известном умении моряков витиевато выражаться. Но мы хотим рассказать не о бранной ругани, а об изделиях, надобность в которых практически отпала с исчезновением парусников и появлением современных синтетических материалов.
А ведь было время!75
Слово «мат» в русский флот пришло из-за границы (голл., англ. mat, нем. matte), а там оно появилось от лат. matta — циновка, рогожа. Для чего только ни использовались плетенные из растительного троса маты! Оборот растительных тросов на любом паруснике был огромен. Снасти изнашивались и требовали постоянной заботы и работы с ними. Изношенные тросы заменялись, но не выбрасывались, а шли в дело — именно из них плели кранцы и маты. Боцман как хозяин верхней палубы всегда был мастером подобного рода дел, и под его руководством матросами изготовлялись самые разные маты.
Маты использовали для предохранения многочисленных снастей от перетирания. Чаще для этого применяли так называемый английский мат (диагональная оплетка). Его найтовили с внешней стороны вантовых талрепов, чтобы защитить их от трения шкотов и галсов нижних парусов.
К дереву маты прибивали медными гвоздями. Фигурные маты клались под палубные блоки и защищали от повреждений палубу в случае провисания снастей. Аккуратные одинаковые маты, укрепленные на такелаже, всегда были гордостью экипажей парусников.
Маты были незаменимы при погрузке судна и укладывались в местах перегибов стропов на острые углы грузов. Использовали их и при перемещении по палубе орудий и других тяжестей. Именно маты защищали дерево от лежащего на нем металла: в походе на них лежали раскрепленные по-походному якоря. Матами защищали тонкое дерево судовых шлюпок — они укладывались на кильблоки и прокладывались под всеми найтовами.
Плотные маты, например, шпигованный мат, применялись при заделке пробоин и тушении пожаров. Их широко использовали на военных кораблях при приеме и выгрузке боезапаса. И, конечно, самые разнообразные, порою весьма искусно сплетенные маты служили в качестве ковриков. Они были везде: у трапов и входов в каюты, ими покрывались фальшбортные и парадные трапы.
По способу изготовления различают маты тканые, шпигованные и плетеные. Одни из них имеют абсолютно утилитарное назначение, другие восхищают своим сложным рисунком и мастерством изготовления.
У Германа Мелвилла в его романе «Моби Дик, или Белый кит», проникнутом библейской образностью и многослойным символизмом, есть целая глава под названием «Мы ткали мат». «Мы с Квикегом мирно ткали мат для нашего вельбота… Так тихо было все кругом, в воздухе словно притаилось какое-то волшебство, какое-то обещание радости, и каждый примолкший матрос был словно невидим, растворившись в самом себе. За тканьем мата я играл роль помощника или пажа при Квикеге. И в то время как я пропускал уток — марлинь между длинными прядями основы, пользуясь вместо челнока своей собственной рукою, а стоящий сбоку Квикег подсовывал время от времени между нитями свой тяжелый дубовый меч — бердо и, рассеянно вперившись в морскую даль, не глядя, не думая, подгонял вплотную поперечные волокна, над кораблем и над всем морем царила такая странная дремотная тишина, нарушаемая по временам лишь глухими ударами деревянного меча, что мне стало казаться, будто передо мною — Ткацкий Станок Времени, а сам я — только челнок, безвольно снующий взад и вперед и плетущий ткань Судьбы…».
Плетение матов — большое искусство. Хорошие такелажные мастера всегда ценились на флоте. Вместе с закатом эпохи парусного флота стало исчезать и это мастерство. Но оно, к счастью, не ушло безвозвратно, во многом благодаря великолепным декоративным свойствам плетеных матов. Смотрите, какая красота!

Сергей Шамров.































Пользователь

Не зарегистрирован


Вход
Забыли пароль?
Регистрация

Рейтинг - яхты и катера  

При полном или частичном использовании материалов сайта на других интернет-ресурсах гиперссылка на www.fps-nn.ru обязательна.
© Бабиченко А.М. (+79200182684)
Работает на: Amiro CMS