






















|
Мат на палубе
Увы, практически любой человек, прочитавший название этой статьи,
подумает, что речь в ней пойдет об известном умении моряков витиевато
выражаться. Но мы хотим рассказать не о бранной ругани, а об изделиях,
надобность в которых практически отпала с исчезновением парусников и появлением современных синтетических материалов. А ведь было время!75
Слово «мат» в русский флот пришло из-за границы (голл., англ. mat, нем.
matte), а там оно появилось от лат. matta — циновка, рогожа. Для чего
только ни использовались плетенные из растительного троса маты! Оборот
растительных тросов на любом паруснике был огромен. Снасти изнашивались и
требовали постоянной заботы и работы с ними. Изношенные тросы
заменялись, но не выбрасывались, а шли в дело — именно из них плели
кранцы и маты. Боцман как хозяин верхней палубы всегда был мастером
подобного рода дел, и под его руководством матросами изготовлялись самые
разные маты. Маты использовали для предохранения многочисленных
снастей от перетирания. Чаще для этого применяли так называемый
английский мат (диагональная оплетка). Его найтовили с внешней стороны
вантовых талрепов, чтобы защитить их от трения шкотов и галсов нижних
парусов. К дереву маты прибивали медными гвоздями. Фигурные маты
клались под палубные блоки и защищали от повреждений палубу в случае
провисания снастей. Аккуратные одинаковые маты, укрепленные на такелаже,
всегда были гордостью экипажей парусников. Маты были незаменимы при
погрузке судна и укладывались в местах перегибов стропов на острые углы
грузов. Использовали их и при перемещении по палубе орудий и других
тяжестей. Именно маты защищали дерево от лежащего на нем металла: в
походе на них лежали раскрепленные по-походному якоря. Матами защищали
тонкое дерево судовых шлюпок — они укладывались на кильблоки и
прокладывались под всеми найтовами. Плотные маты, например,
шпигованный мат, применялись при заделке пробоин и тушении пожаров. Их
широко использовали на военных кораблях при приеме и выгрузке боезапаса.
И, конечно, самые разнообразные, порою весьма искусно сплетенные маты
служили в качестве ковриков. Они были везде: у трапов и входов в каюты,
ими покрывались фальшбортные и парадные трапы. По способу
изготовления различают маты тканые, шпигованные и плетеные. Одни из них
имеют абсолютно утилитарное назначение, другие восхищают своим сложным
рисунком и мастерством изготовления. У Германа Мелвилла в его романе
«Моби Дик, или Белый кит», проникнутом библейской образностью и
многослойным символизмом, есть целая глава под названием «Мы ткали мат».
«Мы с Квикегом мирно ткали мат для нашего вельбота… Так тихо было все
кругом, в воздухе словно притаилось какое-то волшебство, какое-то
обещание радости, и каждый примолкший матрос был словно невидим,
растворившись в самом себе. За тканьем мата я играл роль помощника или
пажа при Квикеге. И в то время как я пропускал уток — марлинь между
длинными прядями основы, пользуясь вместо челнока своей собственной
рукою, а стоящий сбоку Квикег подсовывал время от времени между нитями
свой тяжелый дубовый меч — бердо и, рассеянно вперившись в морскую даль,
не глядя, не думая, подгонял вплотную поперечные волокна, над кораблем и
над всем морем царила такая странная дремотная тишина, нарушаемая по
временам лишь глухими ударами деревянного меча, что мне стало казаться,
будто передо мною — Ткацкий Станок Времени, а сам я — только челнок,
безвольно снующий взад и вперед и плетущий ткань Судьбы…». Плетение
матов — большое искусство. Хорошие такелажные мастера всегда ценились на
флоте. Вместе с закатом эпохи парусного флота стало исчезать и это
мастерство. Но оно, к счастью, не ушло безвозвратно, во многом благодаря
великолепным декоративным свойствам плетеных матов. Смотрите, какая
красота! Сергей Шамров.     
|
|
















Пользователь
Не зарегистрирован
|